ЖЖизнь после смерти
Игры разума Новой Изиды
Топ-лист великих диктаторов ХХ века от Таис 
14-Янв-2007 09:07 pm
Tugra
Однажды, а было это еще в далеком 2006-м, я увидала такой СписоГ у Ольшанского.

Он задавал самому себе вопрос: "а много ли вообще было действительно хороших диктаторов в 20 веке?", - и сам же отвечал, что нет, немного. А далее перечислял тех, кто ему мил.

И я подумала: идея неплоха! Мне, как убежденной и последовательной бонапартистке, совершенно необходим свой собственный топ-рейтинг выдающихся диктаторов минувшего столетия. Да все как-то руки не доходили. Но вот сегодня собралась и сделала - долго ли, когда само идет.

Кроме того, у Ольшанского был просто список, а у меня - с комментариями. :-)

Итак, в первой двадцатке:

  • 1. Иосиф Сталин. Легендарный и неповторимый вождь Страны Советов, отец и учитель народов, могущественный и одинокий, он безусловный лидер моего рейтинга, я писала о нем здесь неоднократно.


  • 2. Мустафа Кемаль (Ататюрк). Основатель и идеолог современной Турции. Нашел в себе силы отказаться от многовекового имперского наследия османов в пользу национального государства. Вероятно, для Турции это было лучшим выходом из исторического тупика.


  • 3. Чан Кайши. Строитель китайского национального государства. Нам остается лишь гадать, в какого могучего монстра превратилась бы Поднебесная, если бы великий генералиссимус не проиграл Китай великому кормчему.


  • 4. Мао Цзедун. Великий кормчий. Человек, умудрившийся поставить тоталитарный коммунистический эксперимент над четвертью населения земного шара. Несмотря на провал эксперимента в целом, наследник Мао оказались достаточно мудры, чтобы не топтаться по его эпохе, а взять из нее все лучшее.


  • 5. Антониу ди Салазар. Университетский профессор, премьер-министр Португалии, организатор единственного в мире режима "экономического" авторитаризма. Его диктатура дала Португалии 50 лет мира и порядка, когда вокруг нее, на европейском континенте, бушевали войны и рушились режимы.


  • 6. Франсиско Франко. Еще один генералиссимус. Более того - каудильо нации. Его воля и решимость спасли Испанию от погружения в пучину псевдосоциалистической утопии. Он сохранял воинственный нейтралитет в годы второй мировой войны. Его мудрость в выборе преемнега помогла Испании мирно демонтировать франкизм и вернуться к исторической монархии.


  • 7-9. Жетулиу Варгас, Хуан Доминго Перон и Аугусто Пиночет. Великие латиноамериканские диктаторы, соответственно в Бразилии, Аргентине и Чили. Националисты, популисты, модернизаторы. Очень разные, они сумели сделать свои страны такими, какими мы их знаем. Я также писала здесь достаточно о каждом из троих.


  • 10. Фидель Кастро. А тут - без комментариев! Команданте Фидель - наше всё. Диктаторы приходят и уходят - Фидель бессмертен, как Кощей.


  • 11. Пак Чжон Хи. Созидатель корейского "экономического чуда". Благодарные пользователи ЛыЖей, Самсунгов, Дэу и Хендэ - хотя бы раз вспомните генерала Пака: без него ничего такого у вас не было бы.


  • 12-14. Гамаль Абдель Насер, Анвар Садат и Хосни Мубарак. Современные фараоны ненастоящего Египта. Ниспровергатели марионеточной монархии, они сами сделались монархами - республиканскими. Умелые и просвещенные диктаторы, благодаря им страну, которая называется Египет, ценят и уважают в мире, причем не только арабском.


  • 15. Шарль де Голль. Он должен был родиться королем или одним из Бонапартов - но появился на свет в беспомощной Третьей республике. В критический период он возглавил нацию, победил нацистов, обновил Республику и стал ее вождем. Он опирался на народ и презирал партии. Когда ветреные французы отвернулись от него, он отдал власть преемнегу и удалился в историю.


  • 16. Конрад Аденаур. Подобно де Голлю, он принял страну из рук союзников, после нацистов. Ему было труднее, чем де Голлю - на руинах тоталитаризма он призвал был построить современную демократию. Старый, жесткий, мудрый - он справился с этой задачей. Он очень любил власть и не расставался с ней до самой глубокой старости.


  • 17. Рас Тафари Макконен, более известный как император Хайле Селассие I. Герой войны за свободу своей родины, он успешно правил Эфиопией до глубокой старости, пока не был свергнут кучкой мятежников, косивших под марсистов-ленинцев.


  • 18. Нородом Сианук. Бывший король Камбоджи. Посаженный на трон аж в 1941 году, он пытался провести в своей стране демократические реформы, но пал жертвой проамериканского заговора. Потом были долгие годы изгнания и плена, снова изгнания и... нового признания. С триумфом вернувшийся на трон, король-романтик стал символом единства своей несчастной страны. В прошлом году, ссылаясь на старость и болезни, передал престол сыну. Едва ли в нашем веке отыщется другой диктатор с такой насыщенной и драматичной биографией.


  • 19. Саддам Хуссейн. Сын своего народа и ровесник Средневековья, он прожил увлекательную жизнь великого и славного тирана. Он резал, убивал, сражался, убегал, нападал, скрывался, томился в застенках победившего врага. Он умел наслаждаться властью, как настоящий диктатор, он злоупотреблял ею, как диктатор, и расплатился за власть - жизнью, как подобает настоящему диктатору.


  • 20. Великий аятолла Али Хаменеи, духовный лидер и верховный правитель Исламской Республики Иран. На протяжени почти что 20 лет этот фанатичный старец располагает властью, которая не снилась и шахам. В условиях Ирана министры, генералы, даже президенты - всего лишь исполнители указующей воли "духовного лидера". Конечно, не таинственный Усама бен Ладен, а именно Али Хаменеи - главный враг Америки, террорист N 1 в мире. Пожалуй, сегодня это самый злобный и самый опасный диктатор, доставшийся нам в нагрузку от ХХ века.
Comments 
14-Янв-2007 06:24 pm none (UTC)
Могу согласиться, пожалуй, только с Ататюрком и Кастро. Де голль - Тася, ты серьёзно? Это же комический персонаж, "Астерикс и Обеликс".
14-Янв-2007 06:28 pm none (UTC)
Серьезней некуда.
Он де Голль - Голль с Большой Буквы.
Причем здесь "Астерикс и Обеликс"? В этом комиксе сам Цезарь - несерьзный персонаж.
14-Янв-2007 06:49 pm none (UTC)
Ладно, проехали, извини. Не буду в твоем ЖЖ пропагандировать свое скептическое отношение к де Голлю.
14-Янв-2007 06:38 pm none (UTC)
преклоняюсь твоей мудростью, Таис, и тщательно записываю твой пост в копилку для будущиъ поколений
14-Янв-2007 07:45 pm none (UTC)
Ещё этот хорош, Жан Бедель Бокасса. Кулинар, опять же, неплохой. Интересно, он ещё жив?
14-Янв-2007 08:18 pm none (UTC)
Если не врет мой склероз - умер в 1996-м.
И он, опять же, слишком мелок. Людоед локального масштаба росточком не выходят для рейтинга самых успешных диктаторов века.
14-Янв-2007 09:24 pm none (UTC)
Это расизм. Так и запишем. Генсек партии "Движение социальной эволюции Чёрной Африки", значит, Вас не удовлетворяет? Ну да, перевёрнут был. Никто не любит перевёрнутых людоедов...
14-Янв-2007 08:00 pm none (UTC)
кстати, неплохо было бы перед списком дать определение что именно ты понимаешь под диктатурой и соответственно кто может вписатья в этот круг "широка страна моя родная". А то толкований и кандидатов будет слишком. Чудный дневник, всех благ в 2007!
14-Янв-2007 09:00 pm none (UTC)
Это дельное предложение; спасибо. :-)
14-Янв-2007 08:33 pm none (UTC)
А куда делись такие диктаторы, как Муссолини и Гитлер? Едва ли влияние Сианука или Жетулио Варгаса на мировую историю было большим, чем этой пары...
14-Янв-2007 09:01 pm none (UTC)
Я веду речь об успешных диктаторах.
14-Янв-2007 09:16 pm none (UTC)
Тогда выпадает Саддам: пришли американцы, дали ему ногой под зад и повесили...
14-Янв-2007 09:26 pm none (UTC)
Это хорошее возражение.
Про Саддама, почему он не выпадает, надеюсь напишу отдельно.
14-Янв-2007 10:02 pm none (UTC)
ОК.
15-Янв-2007 06:13 am none (UTC)
Тогда неплохо бы оговорить, что такое успешность диктатора:-)
Потому что Насер потерпел неудачу во всех начинаниях, кончил тем, что сдал Египет Советам и помер от огорчения, а Садат, хотя, с одной стороны, вернул стране независимость, с другой, вместо спасибо получил пулю. Мубарак же озабочен исключительно выживанием:-).

Про остальных тоже моэжно много дискутироваться, но этих я знаю лучше прочих.:-)

Ататюрк, конечно, герой, тут спору нет:-).
14-Янв-2007 08:41 pm none (UTC)
"Его диктатура дала Португалии 50 лет мира и порядка, когда вокруг нее, на европейском континенте, бушевали войны и рушились режимы."

Угу, и до приёма новых членов Португалия была самым отсталым членом ЕС (даж поотсталее Греции, да и сейчас подотстаёт).
А что до спасения от войн, так кому был нужен "неуловимый Джо", ну а с другой стороны Дания и Норвегия таки были оккупированы (вроде как вовлечены в мясорубку), но в итоге ...
14-Янв-2007 09:04 pm none (UTC)
А как насчет Пилсудского? Мао? Хо?
14-Янв-2007 09:04 pm none (UTC)
Пардон, Мао пролистнул!:)
14-Янв-2007 09:15 pm none (UTC)
Нет, не думаю.
По моим критериям Юзеф и Хо не проходят; это субъективный рейтинг. :=)
14-Янв-2007 10:56 pm none (UTC)
Хайле Селассие I все же - законный император, а вы его в диктаторы...
И - без Иосипа список неполон!
15-Янв-2007 07:13 am none (UTC)
Ну и что? Здесь все законные и, тем не менее, диктаторы. :-)
Или вот пример: Юстиниан Безносый - законный император, но разве это не диктатор? Одно другому не мешает.

Тито? Нет. Я не могу считать его успешным.
23-Янв-2007 09:58 pm none (UTC)
Все же есть разница между... хм... талантливым выскочкой и наследным правителем. По крайней мере, формальная :)
Относительно Тито - удивлен. Тогда, если можно, критерии успешности?
24-Янв-2007 07:59 am none (UTC)
А кем был первый Ираклид, т.е. собственно Ираклий, как не талантливым выскочкой? ;-)

Насчет критериев - уже взяла на заметку.
15-Янв-2007 06:58 am none (UTC)
Тито?
15-Янв-2007 02:50 pm none (UTC)
Да! И Тито, конечно!
15-Янв-2007 07:55 am none (UTC)
Ну, конечно, ставить в один ряд Варгаса, Перона и Пиночета я бы не стала... Пожалуй, подходящей компанией последнему господину будет император Бокасса, парочка Дювалье и Альфредо Стресснер. Самое место среди людоедов.
15-Янв-2007 08:27 am none (UTC)
Мне это мнение известно, но я его не разделяю.
По Пиночету писала здесь: http://tais-maximova.livejournal.com/429525.html .
15-Янв-2007 02:50 pm none (UTC)
Вот не любишь ты Хомейни. :о(

А по списку - Чан Кайши слабак, мямля и японофил. Фиделя бы повыше. Адэнауэр не в тему. И где Гитлер?
16-Янв-2007 01:16 pm none (UTC) - Не обсуждая конкретных персон
Не совсем понимаю, почему диктатура кажется тебе столь привлекательной. Кроме краткосрочной эффективности в определенных обстоятельствах (режиме "чрезвычайного положения") и романтического обаяния харизмы лидера, никаких других достоинств я в ней не вижу.
This page was loaded Авг 28 2008, 5:09 am GMT.