ЖЖизнь после смерти
Игры разума Новой Изиды
Русский мир на пороге "золотой осени" 
4-Авг-2007 12:50 pm
Mem
Многие френды, мои старшие коллеги, жалуются на усталость. Но это усталость, скорее, не физическая, а эмоциональная, нравственная. Усталость от навязывания публичной средой неких устойчивых стереотипов поведения, несовместимых с воспитанием, внутренней культурой, в конце концов, с обычной человеческой порядочностью. Среди усталости временами образуется предощущение странного нового мира, враждебного всему доброму, светлому, вечному.

Однако это ощущение обманчиво, а мир, который рождается на наших глазах и при нашем участии, совсем не нов. Вернее, он нов для нас, для русских, но многие цивилизованные этносы уже жили в нем: римляне - при Октавиане Августе, византийцы - при Василии Македонянине, европейцы - после Реформации, и т.д. Лев Николаевич Гумилев определил его инерционную фазу этногенеза.

Фаза инерции - это "золотая осень" этноса, время умиротворения и созидания. Пассионарные всплески и надломы, смуты и войны, разброды и шатания остаются в прошлом (для нас - в ХХ веке), нация чувствует в себе опытность, зрелость, достоинство. Ее можно сравнить с человеком сорока-шестидесяти лет; конечно, молодость ушла и ее не вернешь, двигать горы уже не получится, постоянно грозят болезни и напасти, каких раньше не было, - но человек еще полон сил, он уверен, что справится (и справляется!), у него есть что терять и к чему стремиться, он знает, на кого равняться и с кем вести дела; он уже достаточно мудр, чтобы понимать: где-то впереди, в туманной неизбежности, пасмурная осень увядания (обскурации) и морозная зима старости (гомеостаза), но это не пугает, так как до той поры еще годы и годы счастливой, достойной жизни. Для этноса - целых триста лет!

Я не думаю, что у нас есть триста лет "золотой осени", но речь сейчас о другом. Совершенно очевидно: здесь и теперь, при Путине, мы входим в инерционную фазу развития русского этноса (и шире - российско-евразийского суперэтноса). Да, прямо сейчас, при жизни поколений, явившихся на свет в периоды надлома и депрессии. Историческое время! И не самое плохое для умных, творческих людей. Им просто нужно время, чтобы привыкнуть, адаптироваться.

Не будет преувеличением сказать, что инерционная фаза - лучшее время цивилизации. Ибо - повторюсь, но это принципиально важно - в фазе инерции этнос тратит свои силы не на борьбу за химеры, не на гражданскую смуту, а на развитие, созидание, процветание. Самые прекрасные произведения культуры создаются именно в этот период. Самые великие империи достигают своего расцвета именно в этот период: Рим - при Антонинах, Византия - при македонских василевсах, европейские - в колониальную эпоху. И именно в этот период люди наконец-то могут спокойно заниматься каждый своим делом, оставив Богу - Богово, а кесарю - кесарево, не боясь, что их вдруг принесут в жертву демонам некоей "единственно верной идеологии" или убьют в междоусобной разборке.

Но фаза инерции слишком трезва, прагматична и даже цинична. Людям одержимым, с горящими глазами и факелами в руках, - т.е. пассионариям из трех предыдущих "горячих" фаз, - устроиться здесь непросто. Они должны смирить гордыню и направить свою энергию в конструктивное русло, например, в творчество, - или будут перемолоты защитными механизмами инерции. Еще сложнее устроиться в инерционный период людям пустым, бесталанным, безынициативным - ленивым, малодушным обывателям. Их время придет при обскурации (что, собственно, мы и наблюдаем сейчас в старушке Европе), но пока пассионарная инерция и создаваемая ею живая конкурентная среда вытесняют их на обочину жизни.

А как же усталость, откуда она берется, если в целом все так славно?

Усталость естественна при смене фазовых императивов, для людей, рожденных в иную эпоху, тем более, воспитанных иной эпохой. Даже я, вступившая во взрослую жизнь в годы пассионарной депрессии (90-е), чувствую эту усталость, а что говорить о людях старшего поколения, ставших взрослыми еще в советский период? Но, заметьте, у "поколения нулевиков", т.е. у тех, кто входит в жизнь уже при Путине, нет никакой усталости! Они оптимистичны, прагматичны, полны сил, веры в себя и свою судьбу. Эти будут строить Великую Россию, хотят они того или нет - будут, "время зовет".

Так что, когда говорят: "XXI век станет веком России", это никакое не преувеличение и уж тем более не фантазия - это научное предвидение.

Усталость старших поколений пройдет, когда пройдут сами эти поколения. Или когда у людей из этих поколений произойдет адаптация к инерционной фазе. То есть, не сразу, не в момент. Но это же не значит, что нужно превращаться в старых брюзг и закрывать глаза на объективные процессы. Рискую вызвать гнев и ненависть адептов СССР, но все-таки скажу: наше нынешнее время и особенно предстоящее гораздо продуктивнее того, в которое мы родились.

А пена скоро схлынет. Появятся четкие, ясные и обязательные для граждан нормы общественного поведения. Инерционная фаза тем и хороша, что, как никакая другая, умеет эффективно избавляться от опасных "крайностей".
Comments 
4-Авг-2007 08:56 am none (UTC)
Да, Гумилев рассуждал именно так.
4-Авг-2007 09:02 am none (UTC)
Лев Николаевич умер ровно 15 лет тому назад. Он уже не видел того, что видим мы. Время подтердило его правоту.
4-Авг-2007 09:16 am none (UTC)
Интересно, хоть и спорно.
А в какой стадии по Гумилеву находится США?
Еще - приведите пример этноса в состоянии гомеостаза? Просто не приходит на ум.
4-Авг-2007 09:41 am none (UTC)
По США - очень трудный вопрос. На мой взгляд, там завершение инерционной фазы, причем уже заметны признаки обскурации. Но процесс выпадения в фазу обскурации может растянуться на десятилетия, и все это время Америка может оставаться первой сверхдержавой, подобно тому как Рим, при всей своей внутренней гнили, был сверхдержавой даже при Диоклетиане.

Самый наглядный пример гомеостаза в нашем мире - африканские этносы. Они уже старые, усталые, неспособные к развитию. Они могут только выживать, проедая свои приодные ресурсы и гуманитарную помощь. Поэтому процесс деколонизации был самообманом, он взвалил на африканские народы ношу ответственности за свою судьбу, которую эти старые этносы уже неспособны нести.
4-Авг-2007 09:52 am none (UTC)
Да, параллели США с древним Римом сразу приходят на ум. Даже тот нюанс, что, будучи по сути абсолютистской империей, Рим по прежнему упорно позиционировал себя как республику и держался за республиканские институты, которые уже давно не работали.
А как насчет евреев? Не выпадают ли они вообще из гумилевской схемы?
6-Авг-2007 07:48 am none (UTC)
мне кажется австралийский коренной этнос еще более качественная иллюстрация гомеостаза. Африканский этнос еще иногда дает какие-то всплески активности.
4-Авг-2007 09:26 am none (UTC)
Интересное суждение и не менее интересно было читать. Хочется конечно верить, что все лучшее у нас еще впереди. да только сто процентной уверенности во всех этих теориях нет...

Знаешь, смотрю я сейчас на многих молодых людей и сомнение меня берет нешуточное о том, что они то и поднимут нашу страну на высокий уровень и будет 21 век для России золотым.

Хотя верить конечно хочется в лучшее...

P.S. Блин, че то два раза подряд раньше времени случайно на enter нажала...
4-Авг-2007 09:56 am none (UTC)
Спасибо.
Скажу банальность, но все-таки: лучшее у нас впереди постольку, поскольку мы сами в него верим и сами его строим, никто за нас это не сделает. А стопроцентной уверенности, конечно, нет. И быть не может. Например, глобальный катаклизм вроде падения астероида или все та же ядерная война могут легко положить конец любым надеждам на лучшее. Но это же не значит, что от надежд нужно отказываться!

Я тоже смотрю на молодых людей и вижу... например, таких как ты. А когда вижу - верю, что поднимут. :-)

ps. Даже три раза. Ну да ничего. :-)
4-Авг-2007 10:11 am none (UTC)
А ты прям старушка :))) сколько лет разницы то... прям. Разные поколения :)
4-Авг-2007 09:37 am none (UTC)
malum_universum
Хочется верить в правоту Гумилёва и тебя.))) А то и правда как-то неуютно живётся. Хотя я не старшука пока ещё))) и не питаю к СССР особенно тёплых чувств...
4-Авг-2007 10:02 am none (UTC)
Ага, мы с Гумилевым правы - проверено практикой. А ты еще и правильно себя ведешь - занимаешься творчеством, не борьбой с ветряными мельницами. :-)
4-Авг-2007 10:10 am none (UTC)
malum_universum
Да мельницы всё какие-то мелковатые попадаются для нашего высочества. )))))) Хотя помахать флагом в своё удовольствие тоже можно, но не до кровишши.)
ЗЫ. Мне нравится моя опечатка. Старшука. Starшука. )))
4-Авг-2007 09:43 am none (UTC)
Вы меня успокоили ))
Действительно, усталость. Начиная с ранних 80-х каждые лет эдак пять, а то и чаще, приходится адаптироваться к новой реальности. Только адаптировался - а она опять новая! Андроповщина - черненковщина - ускорение - перестройка - развал - "реформа" - "директория" - "брюмер"... Хочется надеятся, что "нулевая" система станет надолго. А то ведь так вся жизнь пройдет...
4-Авг-2007 10:07 am none (UTC)
Не пройдет. :-)
Среди соратников Октавиана Августа были и те, кто помнил еще Суллу с Марием, не говоря уже о Цезаре. ;-)
4-Авг-2007 10:17 am none (UTC)
ну да, а у Наполеона были Сийес, Талейран, Грегуар - и даже Келлерман, помнивший Людовика 15-го ))
4-Авг-2007 09:52 am none (UTC)
Как бы это было здорово!
4-Авг-2007 10:02 am none (UTC)
Так и будет. :-)
Если все пойдет как надо, где-то в XXII веке "космос будет наш", сегодняшняя фантастика станет реальностью для наших ближайших потомков.
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
(no subject) - malum_universum Expand
4-Авг-2007 10:56 am none (UTC)
еще - при согласии с Вашей (.) - поправка с учетом взглядов Д.Андреева. новый жругр (слабый в 90-е) - сейчас играет мускулами. для него - нынешняя эпоха - не осень, - переход от весны к лету, скорее:)
4-Авг-2007 11:03 am none (UTC)
Я, к стыду своему, Даниила Андреева читала так давно, что уже многое подзабыла. Надо бы повторить...
4-Авг-2007 04:52 pm none (UTC)
"европейцы - после Реформации,
...
Фаза инерции - это "золотая осень" этноса, время умиротворения и созидания."

Ведьмовские процессы, появление колониальных империй, призывных армий, две мировые войны, плюс Наполеон, военная авиация и химическое оружие, концлагеря, революции - буржуазные и социалистические. Экое знатное умиротворение.

Посмотри на исторую Скандинавии и станет ясна лживость теории Гумилёва.
4-Авг-2007 05:00 pm none (UTC)
Ты в самом деле не понимаешь, что все приведенные "примеры" лишь подтверждают ее - или прикалываешься?

Извини, но в таком тоне конструктивный разговор вряд ли получится.
5-Авг-2007 02:53 pm none (UTC) - Re: В этой схеме есть как мнимум два изъяна
Спасибо большое за Ваш комментарий. Получая такие отзывы, видишь, что писала не зря. Я подумаю и постараюсь ответить чуть позже, хорошо?